Вариативность присутствия

Вариативность присутствияВ отличие от упомянутых сасанидского и северо-месопотамского образцов на армянских храмах VII в. аркатурой оформлены только выпуклые граненные объемы: выступающие экседры, стены «круглых» храмов (исключение составляют внутренние аркатуры кольцевых стен Звартноца и Банака). Ребра таких объемов оформлялись колонками, а в гранях, как правило, устраивались окна (Звартноц, собор в Талине). Кроме того, армянская аркатура высокая - во весь «ордерный» ярус.

Эта особенность резко противопоставляет ее многим образцам Ирана и сближает с характером арочного ордера большинства римских построек.

Вместе с тем яркий пример арочного ордера во всю высоту здания представлен на фасадах сасанидского комплекса в Фиру-забаде. Такое пластическое оформление глубокими и стройными нишами перекликается с другой традицией в позднеримском и византийском зодчестве, первые образцы которой, такие как базилика (дворцовый зал) в Трире, около 310 г., относятся к той же эпохе, что и иранский.

Несомненны структурные, архитектонические отличия приведенных примеров с аркатурой раннесредневековых храмов Армении. Чуть ли не единственный образец, в этом смысле наиболее близкий армянским, представлен в церкви в Флабиосе, относимой к началу VI в. Тут, как и в армянских памятниках, парные полуколонки и неширокие арки рельефно выступают из стены однородного камня.

Не предназначенная для особой конструктивной работы, новая, легкая, как бы наложенная на стену аркатура на сдвоенных колонках еще сохраняет конструктивно обусловленную форму арок и колонн с их базами и капителями.

Аналогия решения в церкви в Флабиосе ряду армянских храмов не случайна.

Именно с Киликийско-Исаврийским регионом раннехристианская армянская культура архитектура были связаны теснейшим образом.

Однако стилистически отмеченный образец слегка расходится с армянскими постройками и хронологически, если верна существующая его датировка, отстоит от Двина (начало 640-х гг.) и Звартноца (641/2-661/2) настолько, что не приходится и думать о переносе его форм какими-то мигрировавшими в Армению мастерами.

Комментарии запрещены.

Выберите язык:
Эпоха готики
Античная архитектура