Вопросы отношения армянской аркатуры

Вопросы отношения армянской аркатурыОднако практически не исследовались вопросы отношения армянской аркатуры к развитию подобного и родственного фасадного декора в соседних регионах раннесредневекового Востока: в зодчестве Сасанидского Ирана, раннехристианской Северной Месопотамии, Северной Сирии и Киликии, как и в грузинской архитектуре, где подобные формы получили развитие не позднее начала X в. Правда, впервые довольно основательно более 20 лет назад к теме обратился проф. В. В. Беридзе, но в центре его внимания оказалось сопоставление принципов заполнения аркатурой фасадов грузинских и армянских храмов, а не разница тектонических структур аркатуры в двух странах.

Впервые в Армении аркатура появляется на граненых формах основного объема двух армянских памятников первой половины - середины VII в.: Двинского кафедрального собора и храма-мартирия Звартноца.

Оба памятника были руинированы и раскапывались в течение последних ста лет. Их внешняя аркатура на редкость схожа, что, как и сходство меток мастеров на камнях, послужило доводом версии, выдвинутой Каро Кафадаряном, о строительстве обоих храмов одними и теми же мастерами. В середине VII в. это были наиболее крупные, торжественно оформленные соборы высшего ранга.

Выступающие от плоскости их стены профилированные архивольты опирались на сдвоенные полуколонки (в верхних ярусах Звартноца - на одинарные), которые имели вытянутые пропорции, кубовидные базы, оформленные полу дисками, и капители, украшенные пальметтами.

В Звартноце над аркатурой присутствовал широкий орнаментальный пояс с темой «райского сада».

Как бы сросшиеся со стеной сдвоенные колонки создавались методом высокого рельефа и порядно выкладывались. Мотив в той же технике исполнения, но с более строгими формами повторялся в среднем ярусе, а внутренняя сторона нижней стены вдобавок имела аркатуру с чередованием циркульных и щипцовых архивольтов.

Комментарии запрещены.

Выберите язык:
Эпоха готики
Античная архитектура