Художественная керамика

Художественная керамикаВ алтарных преградах использовались также рельефные фризы с растительными, геометрическими и фигурными орнаментами. Они делались из мрамора и часто включали инкрустации из преславской рисованной керамики и многоцветные мраморные фигурки.

Производство рисованной керамики возникло и в Константинополе в конце X - начале XI в. Этот факт болгарские ученые связывают с захватом Преслава византийцами в 971 г. и заимствованием их технологии.

Но, скорее всего, этот процесс был обратным, так как фрагменты поливных керамических плиток были найдены при раскопках еще константинопольского дворца Мирелейон 920 г. После падения Преслава архитектурная керамическая декорация приобретает совершенно другой характер: рисованная керамика уже не встречается, но на смену ей приходит явление, называемое в болгарской историографии «живописным стилем», хотя собственно живописи (как в преславской керамике) оно в себе не заключает.

Название это связано с преизбыточествующей декоративностью и орнаментацией фасадов балканских храмов, достигаемой прежде всего исключительно богатой трехмерной фасадной пластикой, которая дополнялась разнообразием видов каменно-кирпичной кладки и кирпичного орнамента, характерного для репертуара живописного стиля.

Полихромия здания обогащалась фризами цветных глазурованных керамических украшений. Рассматриваемый тип фасадной декорации в более строгом его варианте (без керамических украшений) известен прежде всего в крупнейших константинопольских кафедралах монастыря Пантократора и монастыря Липса, церкви Богородицы Паммакаристос, церкви Св. Феодора и других.

Различные декоративные вариации фасадного кирпичного орнамента имели широкое распространение по всей территории Балкан той эпохи, его образцы известны с ГХ-X вв. от Кастории до Несебра.

Комментарии запрещены.

Выберите язык:
Эпоха готики
Античная архитектура