Тенденция к заполнению свободной плоскости

Тенденция к заполнению свободной плоскостиБолее строгим по структуре выглядит аркатура Мцхетского кафедрального собора, хотя высокая арка восточного фасада расширена, обогащена орнаментом и включает пышно оформленное обрамление центрального окна. Небольшие участки оставшегося фасадного пространства занимают рельефные композиции.

Этот вариант развития имел своего предшественника в Западной Грузии — церковь Никорцминды (1010-1014), где, кроме того, все элементы аркатуры, а также широкие наличники окон покрыты резным кружевом. Тенденция заполнения фасада рельефным декором сопровождает грузинские постройки и в дальнейшем, вплоть до отказа от аркатурного убранства в конце XII в. (последние примеры — церкви Гелати 1106-1125 гг. Икорты 1172 г.). Не приходится думать, что основные черты развития аркатуры в Тайке и Грузии оказались неизвестными зодчим центральных и южных районов Армении.

Напротив, некоторые из них как будто и зародились в недрах аниширакской архитектурной школы.

Так, уже в церкви Абугамренц (первая половина X в.) в Ани аркатура барабана утратила базы и капители и элементы превратились в сдвоенные округлые тяги.

Система декора, совмещающая византийский тип последовательно расположенных ниш с наложенной аркатурой, представлена на фасаде притвора 1069 г. церкви Бхено-Но-раванка (936) в армянской провинции Сюник, созданном не без влияния Аниширакской школы. Однако эти нововведения оказались чуждыми устоявшимся вкусам и не получили здесь дальнейшего развития.

Примерно так же обстоит дело с редкими грузинскими памятниками, в которых вариация аркатурного убранства ближе армянской, нежели основной линии грузинской архитектуры.

Так, не содержат дополнительных ниш аркатура церкви Кацхи и барабанов ряда памятников: Долис-хана, Кумурдо (964) (по реконструкции Н. П. Северова).

Комментарии запрещены.

Выберите язык:
Эпоха готики
Античная архитектура