Комплекс в Юньтане
Весь комплекс был окружен высокой стеной из утрамбованной земли, периметр которой составляет 99,72 м, а толщина равна около 70 см. Если сравнивать с найденными в 70-е гг. довольно хорошо сохранившимися ансамблями в Фэнчуцунь и Чжаочэн, то в отношении техники возведения построек на высоких стереобатах, использования черепицы, формы отмосток, баз столбов и прочего есть схожие моменты. Но в композиции налицо очень сильные расхождения: в рисунке плана ансамбля, в окружной стене, в U-образной дороге — везде присутствуют своеобразные приемы.
Площадь комплекса не уступает двум первым. Таким образом, эта находка дала новый материал для исследования строительной техники и правил ритуала Западного Чжоу.
А вопрос о том, был ли это храм правителя или другого знатного лица, требует дальнейшего исследования.
По некоторым признакам (отмостка с четырех сторон40, устройство высокого стереобата у ворот) эта постройка может быть определена как храм правителя.
Как уже говорилось выше, в 50 м от исследуемого храма были найдены остатки еще одного храмового ансамбля, который получил название «комплекс в районе Цичжэн».
Он сохранился хуже построек Юньтана, однако структура главного строения, U-образная дорога, осевое построение, ориентация главного входа на юг схожи с комплексом в Юньтане.
По периметру стереобата главного строения проходит отмостка, что также свидетельствует о высоком ранге постройки.
Если принять комплекс в Юньтане за храм предков, то возникает необходимость ответить на вопрос о назначении комплекса в Цичжэ-не. Не относятся ли оба эти ансамбля к системе «налево — храм предков, направо — храм земли»?
Однако в «Уцзин тунъи» сказано: «В храме земли есть стена и нет помещений, в центре растут деревья», что противоречит структуре комплекса в Цичжэне.
Согласно его композиции, можно предположить, что он также является храмом предков.
Но почему тогда два храма предков соседствуют друг с другом?