Грузинские памятники

Грузинские памятникиРазвитие фасадного убранства армянских храмов в XIII-XIV вв. вступает на путь подчеркнутого декоративизма, развиваются и новые формы. Еще в начале XIII в. в церкви Св. Григория (Тиграна Оненца) в Ани (1215 г.) вытягиваются пропорции элементов, но традиционная горизонталь арок и формы, характерные для зодчества Ани Багратидской эпохи, сохраняются. Вскоре строгая тектоника зачастую уступает место живописному стилю: поле арки порой объединяется с орнаментированными антрвольтами (церковь Лусаворича в Гошаванке, Буртелашен в Нораванке), а иногда арка приобретает трех - или пятилопастный силуэт (собор Гандзасара, гавит Ованнаванка), причем обе эти особенности перекликаются с мотивами миниатюрной живописи XI-XIII вв. К системе аркатурного убранства армянские зодчие обращались довольно долго, вплоть до полного прекращения капитального строительства около середины XIV в. Возможно, последней вариацией на тему аркатуры явился барабан церкви Спасителя в Ани, построенный, согласно надписи, атабегом Вахрамом в 1342 г. Посредством памятников анийской и тайкской школ аркатура привилась на барабаны построек турок-сельджуков Закавказья и Малой Азии.

Примерами служат некоторые мавзолеи Хлата (Ахлата), Эрзерума, Коньи. Проведенное исследование выявило принципиальные фазы развития аркатуры в зодчестве Армении и Грузии, обозначило истоки архитектурных форм на каждой из этих фаз и их взаимосвязи.

Яснее определились перспективы изучения аркатурного оформления фасадов.

Вопросы масштабности и композиции в армянской средневековой архитектуре Известно, что проблема масштабности сооружений относится к числу основополагающих вопросов качества в архитектуре. Согласованность частей сооружений, их соподчиненность, контрастность, нюансировка деталей или элементов зданий, наконец, пропорциональность, предопределяли характер масштабности сооружений и часто рассматривались как средства построений архитектурной композиции.

Комментарии запрещены.

Выберите язык:
Эпоха готики
Античная архитектура