Армянские зодчие

Армянские зодчиеТем не менее наибольшую наглядность, своего рода «показательность» демонстрирует именно следующий период армянской истории — период национального возрождения времен царствования армянских Багратидов, соседних с ними Арцрунидов, как и некоторых других полунезависимых княжеств, сбросивших иго арабского халифата и распространивших свою власть над большей частью Восточной Армении в X-XI вв. Рассматриваемый период времени характеризуется невиданным расцветом армянской архитектуры, о чем свидетельствуют многочисленные относительно хорошо сохранившиеся вплоть до наших дней сооружения. Все они различного назначения, демонстрируют качества строительной техники и композиционного мастерства строивших их зодчих, имена которых, наряду с другими пространными текстами, высекались по-армянски и на фасадах.

Все они демонстрируют, как уже не раз отмечалось, полную преемственность развития форм армянской архитектуры раннего Средневековья.

Среди них подавляющая часть точно датированных построек.

Средоточием армянского строительного искусства стала новая столица Ани. Именно в это время развиваются также и такие уникальные архитектурные комплексы, как монастыри в Санаине и в Ахпате. На некоторых памятниках архитектуры этого периода остановим свое внимание.

Монастырь в Санаине, расположенный ныне на севере современной Республики Армении, оставляет неизгладимое впечатление.

На небольшом и относительно ровном участке сильно пересеченной горной местности в течении двух-трех веков сложился целый ансамбль рукотворных форм, которые поражают сдержанно выраженным разнообразием и стилистическим единством одновременно. Монастырь был впервые тщательно обмерен и исследован О. X. Халпахчьяном еще в довоенный период, и представлен в различных научных изданиях.

Тем не менее рассматриваемый шедевр средневекового зодчества дает много материала и для анализа некоторых общих вопросов в архитектуре, в том числе и обозначенных в данной статье.

Комментарии запрещены.

Выберите язык:
Эпоха готики
Античная архитектура