Воскресения в Иерусалиме

Воскресения в ИерусалимеПоиск аналогий среди христианских памятников вне Армении заставляет вспомнить образ Гроба Господня в ротонде Воскресения в Иерусалиме, представления о котором складываются, в частности, на основе изображений на ампулах конца VI - начала VII в. Так или иначе, сохранившиеся образцы свидетельствуют о живом интересе к подобной теме декора во всем восточнохристианском мире, но с художественной и конструктивной точек зрения они значительно отличаются от армянских примеров. Тема аркатуры активно развивалась в раннехристианской и ранневизантийской пластике, имитировавшей архитектурные образы. Примерами могут служить римский серебряный ларец конца IV в. или надгробный рельеф VI в. из Константинополя, напоминающий сторону саркофага.

Второй затрагиваемый в статье вопрос - пути развития армянской аркатуры.

Во второй половине VII в. аркатура, восходящая к двинской или звартноцевской, применялась на ряде армянских построек, причем как на граненных участках основного объема, так и на барабанах (собор Талина, а также в Сисаване, Воскепаре, Хневанке и, возможно, в Аруче).

Широкая география памятников и многочисленность образцов свидетельствуют о распространенности этого художественного приема в постзвартноцевском зодчестве. Единого направления в развитии аркатуры не улавливается, хотя очевидны постепенное упрощение форм, схематизация профилей арок или их орнаментов.

Уже в это время появились некоторые нововведения.

Так, например, на Хне-ванкской церкви восемь антрвольтов поочередно занимают большие человеческие головы и пальметты.

Головы эти, плохо сохранившиеся, вероятно, являлись образами евангелистов, к чему склоняет не только их число, но и присутствие именно евангелистов на карнизе барабана храма в Сисаване.

Традиция помещения портретных образов между арками аркатуры барабана была продолжена в соборе Апостолов в Карее, а в целом она восходит к раннехристианским временам и, возможно, как и в случае с изображением Гроба Господня на панели из слоновой кости из музея в Мюнхене (около 400 г.), отражает ассоциации, связанные с образом этого памятника.

Комментарии запрещены.

Выберите язык:
Эпоха готики
Античная архитектура