Византийская система ниш

Византийская система нишДекор заполняет всю поверхность стены, вплоть до фасадного щипца. Это качество было доведено до совершенства в храме Ошк-ванка или Ошки (963-973 гг.), а также других памятниках той же исторической провинции. Другое нововведение появилось, вероятно, в той же постройке Ошки и, как представляется, заключалось в прибавлении к декоративной системе ниш наложенной аркатуры, что существенно меняло структуру фасадной пластики.

Распространение юрисдикции Грузинской церкви на Тайк и частичная иверизация населения области обусловили вхождение его искусства в ареал грузинской культуры, а развитый характер архитектуры этой горной провинции и политические обстоятельства, вероятно, послужили причиной обращения зодчих багратидской Грузии к образам блистательных тайкских соборов.

Система их аркатурного убранства получила развитие в грузинских соборах первой половины XI в. В шавшетском соборе Тбети после его перестройки в первой половине XI в., как и в храме Баграта в Катаиси эта система проявилась в наиболее классическом виде, причем западный и северный фасады кутаисского храма разработаны только нишами и лопатками, образно говоря, по-византийски. Тайкский собор в Ишхане (Ишхани), нынешний облик которого (особенно фасады), обязан грузинскому строительству 1032 г., еще более развил местную систему фасадного убранства.

Сечения аркатуры получили дополнительные членения, ниши углубились и фасады перестали выглядеть плоскостями, оформленными нишами или наложенной аркатурой. Они представляют собой сложную скульптурную композицию, активно воздействующую на зрителя.

Торжественная нарядность тут соседствует с выражением мощи и жесткости структуры.

Образ храма лишен возвышенной легкости, пластического изящества, свойственного соборам в Ошке и Кутаиси.

Комментарии запрещены.

Выберите язык:
Эпоха готики
Античная архитектура