Видинское княжество

Видинское княжествоБольшая часть этого фасадного декора была восстановлена во время реставрации церкви в 1956-1958 гг. по проекту сербского архитектора Слободана Ненадовича, причем, согласно его реставрационному отчету, он руководствовался изображениями храма на двух достаточно хорошо сохранившихся ктиторских фресках. Истоки фасадной декорации этого храма С. Ненадович находит в византийской архитектуре, приводя также аналоги из моравской (т. е. позднесредневековой сербской) школы, но полностью отрицая связь с болгарской традицией, хотя и признает, что широко используемые в средневековых храмах Несебра круглые керамические элементы почти нигде не встречаются в Сербии. В трудах сербских и болгарских ученых по истории средневековой архитектуры уделяется большое внимание фасадному керамическому декору (используется термин «керамопластика»).

Общим является мнение о том, что в основе кирпичной орнаментации стоят конструктивные приемы греко-римского строительства, а именно: типичная римская кладка opus mixtum — чередование каменных и кирпичных поясов, спаянных раствором из извести и песка с примесью битого кирпича. Этой традиции следовал и наиболее распространенный тип конструкций стен в византийских зданиях.

Тем не менее болгарские ученые считают, что основными источниками фасадного декора на Балканах служили сирийско-кавказская традиция (I тысячелетие) и позднее собственно болгарская. Происхождение керамического декора они также связывают с арабскими и малоазийскими влияниями, а также с археологическими находками в Волжской Болгарии.

Принятие в 922 г. болгарским волжским ханом ислама как государственной религии и отправка багдадским калифом в Болгарию на строительство мечетей мастеров из Средней Азии связывается с появлением в X в. в декоре балканских церквей цветных глазурованных керамических элементов, которые образовывали целые декоративные пояса.

Комментарии запрещены.

Выберите язык:
Эпоха готики
Античная архитектура