Средневековые храмы Несебра

Наряду с конструктивно-планировочным решением памятников автор также уделяет серьезное внимание описанию их фасадной декорации. Из современных работ отметим статью известной болгарской исследовательницы Елки Бакаловой, посвященную историографическому обзору проблемы включенности мессемврийских церквей в контекст поздневизантийской архитектуры. Мы же рассмотрим фасадное убранство храмов Несебра в порядке хронологии, дабы проследить эволюцию архитектурного декора «живописного стиля».

Церковь Св. Иоанна Крестителя (X-XI вв.) представляет собой небольшой крестовокупольный храм без нартекса.

Ее фасады расчленены слепыми арками с фронтонами на рукавах креста; кладка стен носит архаичный характер: она целиком состоит из грубого камня, почти без рядов.

Имеются лишь редкие вставки кирпича на апсиде вокруг окошек и на западной стене в люнете над входом и в двух люнетах слепых ниш по бокам, а под карнизами использован орнамент «волчьи зубы» . Церковь Св. Стефана, называемая также Новая Митрополия (XI-XII вв.), — тоже трехнефная базилика, но уже украшенная керамическими глазурованными элементами круглой и крестообразной формы, причем круглые элементы покрыты зеленой глазурью, а крестообразные — красной (коричневой).

В дальнейшем этот принцип строго соблюдается в балканском фасадном декоре.

Керамические элементы проходят над дугообразными аркадами, в один ряд на боковых апсидах, в два ряда на центральной, вокруг окон на восточном и западном фронтонах среднего нефа, под карнизом средней и южной апсиды, на фронтонах среднего нефа.

Характерной и исключительной деталью архитектурного облика этого храма являются волнообразные карнизы центрального нефа на западном и восточном фасадах, причем под этими карнизами проходит традиционный кирпичный фриз с орнаментом «волчьи зубы».

Комментарии запрещены.

Реклама сайта GoodWeb

Эпоха готики
Античная архитектура