Ротондообразные или балдахинообразные завершения каменных построек

Ротондообразные или балдахинообразные завершения каменных построекТа же картина восприятия форм наблюдается и при осмотре библиотеки монастыря в Санаине с восстановленным на чертеже «фонарем». С расстояния примерно в 20 м при том же угле обозрения видны все части библиотеки.

Одновременно с более четкими очертаниями просматривается портал ее входа с перспективой убывающих декоративных арок на колонках (что соответствует 6-8 градусам обзора), а также графически реконструируемая верхняя часть.

При этом капители портала, как и остальные детали сооружения, окажутся в «конусе» наиболее резкого различения, что соответствует «центральной ямке» сетчатки глаза с углом обозрения в 1,5 градуса.

Разбор восприятия форм рассматриваемых сооружений, в том числе и здесь не приведенных, подводит нас к некоторой закономерности, позволяющей вычленить феномен масштабности в данной архитектуре, сущность которого состоит в следующем.

С приближением к объекту издали наступает момент, когда зритель начинает воспринимать его ясно без особенных искажений до угла обзора в 36 градусов. Одновременно с этим аппарат его зрения более четко фиксирует входную часть сооружения (под углом упомянутых 6-8 градусов).

Ему также предоставляется возможность с наибольшей резкостью различать важные архитектурные детали или лица людей, расположенных, например, вблизи самого входа.

Тем самым, всматриваясь в важнейшие части или детали сооружения и воспринимая объект с определенной дистанции как некую совокупность форм, человек одновременно с этим формирует в своем сознании и образ постройки, запечатленный в его памяти целостно, а главное — как творение, масштабно с ним соотнесенное. При приближеии к зданию глаз четче выделяет его отдельные архитектурные детали, входной проем или дверь, которые в армянской архитектуре всегда сопоставимы с ростом человека.

Комментарии запрещены.

Выберите язык:
Эпоха готики
Античная архитектура