Разбор восприятия форм

Разбор восприятия формЭтот важнейший элемент сооружения при обозрении общей картины позволяет зрителю выстраивать довольно точные представления о параметрах постройки, о ее высоте и протяженности, об архитектурных массах в целом. Следует учесть, что независимо от общих параметров сооружения, особенностей его композиции или функции высота входного проема в рассматриваемом зодчестве обычно колеблется в пределах 2-2,5 м по высоте.

Проем этот традиционно оформлен порталом.

Однако, как показали исследования, наряду с известными порталами, сформированными в раннем Средневековье, армянские мастера нередко развивали и тему обрамления входа «рамой», прибегая к древнему приему обрамлений проема в виде перспективной раскреповки соответствующих участков стен. Встречаются также и решения прямоугольного входа с простыми навершиями в виде консольно нависающей над архитравом и выступающей из стены арки или в виде выделяющегося сандрика.

Впервые порталы средневекового армянского зодчества в графически развернутом виде были представлены в книге Ш. А. Азатяна, изданной лишь в 1987 г. Вместе с тем, как показывает анализ, роль портала в армянской архитектуре еще не выявлена достаточно полно. Важнейшая его особенность состоит в проявлении такого качества, как «постоянство», — той самой выявляемой константы, которая непосредственно формирует масштабность, соотносенность с человеком.

Все детали портала, заметные издали, рассчитаны на целостное их восприятие с ближних зон перед входом. Более того, любой вид оформления входа обладает свойством неподдельной корреспонденции, своего рода развертывания диалога с человеком.

Портал в армянской архитектуре обычно редко превышает высоту двери более чем в два с половиной раза. И каждый из них неповторим в своем художественном выражении.

Лишь некоторые в этой работе можно будет показать.

Примерно в тех же соотношениях пропорционального строя находятся параметры стен по высоте, в которые встроен портал.

Комментарии запрещены.

Выберите язык:
Эпоха готики
Античная архитектура