Принцип трехъярусности

Принцип трехъярусностиНо уже полностью отшлифован в практике возведения небольших поминальных церквей-часовен (типа «свободного креста»), сформировавшихся окончательно к началу VII столетия. Среди последних точной датировкой выделяется церковь Св. Анании в Аламане, 627 г. В десятках композиционно и пластически выверенных построек, подобных каменным крестообразным изваяниям, достигнута нетривиальная сбалансированность частей архитектурной формы, основной объем которых завершен ярусом четко выраженных форм кровель.

В свою очередь, кровли, целенаправленно отделенные от четверика, подчеркивают вознесение над всем высокого купола на барабане. Наиболее ярко демонстрирует это уцелевшая в своих формах однотипная церковка в Амбате.

Анализируемые формы демонстрируют явные закономерности, развитие определенных традиций, в которых выкристаллизовывался архитектурный объект в художественно осмысленных композиционных системах. Каменное сооружение здесь также приближается к изваянию.

Оно становится еще более амбивалентным — и масштабно интимным, ориентированным на одного человека, и несколько героизированным, более парадным. Этим нововведением строгие формы храмов обретали дополнительное качество — динамику, не только общее движение архитектурных масс по вертикали, что отмечалось не раз, но и также большую художественно разработанную завершенность.

Особенности строя форм в рассматриваемой архитектуре, видимо, впервые запечатлел французский путешественник XVII в. Шарден, в графическом изображении монастыря Св. Эчмиадзин с окраинами Вагаршапата. Впечатляет рисунок трехъярусной колокольни почти со всеми ее деталями, с виднеющимся за нею основным сооружением.

Важным, на мой взгляд, является также то, что по сторонам от условно прочерченных стен монастыря изображены мелко, но композиционно правдиво две важнейшие церкви древнего духовного центра армян — слева Св. Рипсиме (без угловых, правда, частей) и справа Св. Гаяне.

Комментарии запрещены.

Выберите язык:
Эпоха готики
Античная архитектура