Пластика наружных стен

Пластика наружных стенКроме того, активно используются окрашенный кирпич и камень (в том числе и резьба), а также цветные штукатурки, что создает весьма пеструю полихромию, в которой керамические детали достаточно мало заметны. В качестве примеров можно привести сербские церкви Лазарица в Крушеваце (1380), кафоликоны монастырей Раваница (1375-1377), Любостыня (1388-1389), Наупара (около 1382 г.) и Каленич (до 1413).

Фасадный декор памятников моравской школы, безусловно, заслуживает отдельного рассмотрения; нам же предстоит сделать некоторые выводы относительно возможного происхождения и причин появления керамических элементов наружного убранства церкви в Доньей Каменице, что было целью нашей работы.

Мы рассмотрели различные версии происхождения фасадного керамического декора балканских храмов и выяснили, что, несмотря на некоторые расхождения во мнениях, большинство ученых склоняются к восточному, точнее, византийскому происхождению данного явления.

Действительно, несмотря на явные романские влияния на архитектуру церкви в Доньей Каменице и даже наличие нескольких близких аналогов в соседней Венгрии, подобных деталей в западной средневековой архитектуре не наблюдается. Проследив эволюцию фасадного керамического декора на Балканах, мы можем констатировать, что его развитие и первый расцвет совпали с расцветом Первого Болгарского царства в X в., когда в его новой столице Великом Преславе получила широкое распространение преславская рисованная керамика.

Этот стиль, пожалуй, с большим основанием можно было назвать живописным, так как это была в полном смысле слова фасадная живопись, в том числе интерьерная, включающая иконы и целые иконостасы и придающая столичному городу блеск «Третьего Рима». Свой второй расцвет керамическая фасадная декорация переживает в форме так называемого «живописного стиля», ярче всего выразившегося в архитектуре храмов Несебра XIII-XIV вв., когда богатству пластики наружных стен соответствовала разнообразная орнаментальная кирпично-каменная кладка в сочетании с обилием керамических глазурованных элементов различного цвета и формы, что создавало неповторимую полихромию и глубину восприятия архитектуры.

Комментарии запрещены.

Выберите язык:
Эпоха готики
Античная архитектура