Образы евангелистов

Образы евангелистовС точки зрения оригинальности и мастерского исполнения особо интересна аркатура восьмиэкседрового храма в Иринде. «Основной объем здания оживлен пристенной аркатурой на сдвоенных колонках, арки которого непосредственно следуют за арками перекрытий ниш, включая сами ниши в ритм аркатурного обрамления». Зодчий Иринда отступает от строгих традиций и вводит разницу между пролетами, создавая живописный ритм разновысотных арок.

Колонки ириндской аркатуры «приставлены» не к ребрам экседр и не к их фасадным граням, а к боковым плоскостям, обращенным в нишу.

Затем на них восходят иллюзионные арки — орнаментированные ленты, дублирующие арку тромпа над нишей и не выходящие за пределы плоскости грани, образованной выше ниши.

На пяты этих Декоративных арок наложены концы арок средних плоскостей экседр.

Подобная степень смелой интерпретации знакомых форм свидетельствует о прочном укоренении темы аркатурного декора в Армении второй половины VII в. В эпоху Багратидов зодчие анийской школы продолжили развитие аркатуры в рамках предшествующей тектонической системы.

Несколько изменились вытянувшиеся кверху пропорции, появились новые типы баз и капителей.

Приобрели слегка стрельчатый характер некоторые арки, сечение которых к тому же стало дифференцироваться по высоте.

Но главным новшеством явилось перенесение знакомых форм с граненных поверхностей на плоские фасады, благодаря чему стало возможным опоясывание аркатурой не только круглых, но и прямоугольных в плане зданий (впервые, вероятно, в соборе Бюракана начала X в. и в церкви Аменапркич мон. Санаин 966 г. ). Вариации развития представлены во многих сохранившихся и археологически известных памятниках эпохи, например в храмах Ани: кафедральном соборе (989-1001), церкви Св. Григория или Гагикашен (1001-1020), церкви Спасителя (1036).

В большинстве памятников, созданных под воздействием анийской школы, продолжается развитие аркатуры с горизонтальным ритмом, оживляемым легкими отклонениями.

Комментарии запрещены.

Выберите язык:
Эпоха готики
Античная архитектура