Изображения средневековых миниатюр

Изображения средневековых миниатюрАрхитектурная форма стала рассматриваться как нечто целое, которое невозможно показать повторением конструктивного фрагмента, но необходимо выявить целиком в объемах. Поэтому в рукописных трактатах по архитектуре появились изображения, представляющие постройку и во фрагментах, и в общем виде: средствами схем и объемно, приближаясь к непосредственному восприятию. Архитектурная графика и искусство гравюры складывались в то время, когда кризис и распад средневекового мировосприятия, мышления породил разрушение синтетизма искусства и обнаружились разнонаправленные тенденции развития.

Знаток графики Е. С. Левитин отметил, что в XV в., с одной стороны, искусство стало стремиться к конкретности и убедительности, к чувственности и натурализму.

С другой стороны, усилилось стремление к отвлеченности в изображении, к символу и знаку.

И если натуралистические тенденции воплощались в станковой живописи, то тяга к символике проявилась в гравюре.

Ее распространение указывает на отсутствие необходимости в соборном восприятии художественного произведения и стремление к переживанию индивидуально.

Прежде сверхличный образ становится соразмерным человеку, способным к дроблению, возникает принципиальная возможность неуникальности, тиражного произведения искусства.

Графический оттиск на бумаге, обладающий высокой степенью нейтральности, позволяет переносить любой образ, любую систему линий и пятен, порождать широкое распространение вариантов зримых образов.

Если прежде всякое явление, предмет можно было лишь пересказать со всей приблизительностью словесного описания, то инкунабула — книга, где награвированное изображение совмещено с текстом, заменила описание наглядным изображением, а ее тиражность способствовала свободному знакомству с ней. Начиная с 1470-х гг. одна за другой выходят книги с иллюстрациями научного, инструктивного и информационного характера. Левитин указывает целый ряд таких книг.

Однако печатных книг с иллюстрациями по архитектуре этого времени не отмечено.

Комментарии запрещены.

Выберите язык:
Эпоха готики
Античная архитектура