Интерпретация форм

Интерпретация формОднако если мастера анийской школы развивают свои идеи в рамках предшествовавшей тектонической системы (собор Ани, церковь Спасителя и другие памятники начала XIII в. в Ани), то зодчие Тайка (Тао) вскоре отклоняются с этого пути. Кроме варианта наложенной аркатуры на сдвоенных колонках, широкое развитие приобретает оформление стен рядом ступенчатых плоских ниш с арочными завершениями: церкви Отхта-эклесиа или Дорткилисе (960-е гг.), Пархал (960-е гг.), а также Чала (или Джала, второй половины X в.) на севере области Вананд. Этот прием, византийский по своей сути, имеет корни в позднеантичном и раннехристианском зодчестве Италии и западных провинций Римской империи (уже отмеченная базилика (дворцовый зал) в Трире, около 310 г; Сан Семпличиано в Милане; верхняя часть барабана баптистерия Православных в Равенне (надстройка около 450 г.). Пластическое оформление фасадов именно композициями из ниш - рядом друг с другом и друг над другом, - будучи приемом, характерным в Средневековье для константинопольского зодчества, получило распространение в разных областях византийского мира.

Характеризуя особенности такого оформления в Спасо-Преображенском соборе в Чернигове (основан в 1034/35 г.), А. И. Комеч отмечал: «Если на плане стены собора кажутся разделенными выступающими лопатками, то на самом деле они расчленены нишами.

Точно так же образуются все членения верхних частей.

Главной плоскостью фасадов является ближайшая к зрителю».

Византийская система ниш впервые появляется не на выпуклых объемах, а на плоских стенах и имеет тенденцию окольцовывания всего здания, независимо от формы его периметра.

В все чаще стали применять ступенчатые ниши, именно они присутствуют на фасадах Церкви монастыря Отхта-эклесиа.

Оформление нишами здесь сопровождалось и другой византийской особенностью - каменно-кирпичной кладкой, примененной с внутренней стороны стен. Но принципиально важными для всего последующего развития тайкской и грузинской архитектуры явилась новация, связанная с эмоционально-художественным восприятием фасадной композиции: на поперечных сторонах храма ступенчатые ниши дифференцированы по высоте: они повышаются от краев к середине фасада.

Комментарии запрещены.

Выберите язык:
Эпоха готики
Античная архитектура