Фасадный керамический декор

Фасадный керамический декорВидинское княжество, на землях которого расположено село Донья Каменица, на протяжении Средневековья большую часть времени принадлежало болгарскому государству и тесно граничило с Венгрией и Сербией. Тем не менее его правители всегда отличались большой самостоятельностью, в связи с чем оно многократно переходило из рук в руки и болгар, и венгров, и сербов и поэтому постоянно испытывало сильное западное влияние.

В архитектуре церкви в Доньей Каменице это положение на стыке культур ярко выразилось в уникальном сочетании традиционного византийского купольного четверика с характерным романским двубашенным нартексом-вестверком. Отметим также, что хорошо сохранившиеся в интерьере храма фрески, датируемые обычно 20-ми гг. XTV в., принадлежат чисто византийской традиции.

При этом некоторые элементы фасадного декора церкви не встречаются в ближайших сербских и болгарских памятниках того времени, в связи с чем и возник вопрос о его происхождении.

Речь идет о глиняных керамических трубочках, с круглым или крестообразным завершением, которые при закреплении в стене глубоко утапливаются в штукатурку, так что виден только торец.

Пояса этих элементов проходят в этом храме под карнизами апсиды, башен (и между башнями), фронтонов северной, южной и восточной стен, а также по боковым стенам нартекса. Кроме того, они образуют аркаду над окнами барабана и над окном верхнего яруса нартекса на западной стене, причем только в этом последнем случае круглые элементы чередуются с крестообразными (во всех остальных местах использованы только круглые).

На фоне покрытого светлой штукатуркой необработанного камня, из которого сложена церковь, эти красные пояса, обрамленные везде рядами красного кирпича, вкупе с кирпичными зубчатыми карнизами создают особый декоративный эффект.

Комментарии запрещены.

Выберите язык:
Эпоха готики
Античная архитектура