Аркатура на сдвоенных колонках

Аркатура на сдвоенных колонкахНо именно подобные образцы могли быть знакомы самим армянским зодчим и такая структура теоретически могла быть совмещена ими с идеей оформления фасадов крупномасштабным ордером, известным им как по Ереруйку и Текору, так и по иранским памятникам типа Фирузабада. И все же предпочтительнее представляется другой вариант развития. Генетически раннесредневековые памятники с аркатурой могли параллельно восходить к одной из наиболее почитаемых раннехристианских святынь.

Версии о возникновении композиции Звартноца под влиянием Ротонды Воскресения в Иерусалиме (восстанавливалась в VII в.), а композиции Двина под влиянием структуры церкви Рождества в Вифлееме (после перестройки императором Юстинианом в VI в.) позволяют сузить поиск истоков аркатуры в пределах Палестины.

Примечательно, что истоки композиции другого памятника — Ротонды Сан-Стефано в Болонье, — с которым связано распространение аркатуры в Италии, тоже усматриваются в Ротонде Воскресения.

Наряду с отмеченным типом армянской аркатуры существуют хронологически близкие образцы с иной тектонической системой оформления фасада пристенными колоннами и арками.

Он представлен на барабане, появившемся в результате реконструкции перекрытий собора Эчмиадзин около 620 г. и на барабане тетраконховой церкви в Зарндже (вторая четверть VII в.), генетически, возможно, посредством Багаранского храма (624-631), связанного с Эчмиадзином. В дальнейшем эта структура преобразовалась в колоннаду, поддерживающую зонтичный шатер, а арки отпали.

Вариант Зарнджи, как и другие, неармянские образцы, интерпретирует древнеримский аркатурный ордер, представленный, в частности, в римском театре Марцелла (44-17 гг. до н. э.), Колизее (75-80 гг.), в триумфальной арке Тита (81 г.) и многочисленных других сооружениях эпохи.

Комментарии запрещены.

Выберите язык:
Эпоха готики
Античная архитектура